Куда постоянно утекает время?
Почему в списке дел висят задачи просроченные на неделю и больше?
Как управлять своим временем так, чтобы его хватало и на работу, и на семью, и на друзей, и на отдых?
Добрый день!
Меня зовут Андрей Королёв, и последние 8 лет я коллекционирую инструменты, фишки и техники для организации, планирования и упорядочивания жизни, пропускаю их через призму своих знаний о биохимии человека (красный диплом МГУ) и на выходе они позволяют мне и моим ученикам развиваться во всех сферах жизни и быть разносторонним, гармоничным человеком.
Не только упахиваться на работе, не видя свет земной, а в том числе наслаждаться прекрасными отношениями, крепким здоровьем и отдыхать на славу.
И, очевидно, что если вы читаете эту статью, то у вас есть трудности с планированием.
То одно завалится, то другое.
И вы весь такой как жонглёр-самоучка пытаетесь удержать равновесие между рабочими задачами, личной жизнью, отдыхом, друзьями, и плюс еще постоянно нужно чему-то новому учиться - время сейчас такое.
Замкнутый круг какой-то получается, но баланса не выходит и всё валится из рук.
И даже сон и отдых там задействованы. Тут недосплю. Тут на поездку к маме забью.
Но ведь любой жонглёр устанет, если будет упражняться 24/7.
В общем, ситуацию я понимаю, она неприятная.
И я сам когда-то был как этот уставший жонглер, который из последних сил пытается не уронить все эти сферы.
Ведь в современном мире возможностей много, а времени как было 24 часа, так и осталось в сутках!
Когда уже изобретут устройство активации дополнительного часа??!!!
С другой стороны, я видел эмоции тех, кто научился моему методу использования своего времени и обрёл спокойствие, гармонию и стабильность. И таких людей было не пару-тройку. Это сотни моих учеников от 16 до 50 лет из разных городов, разного достатка и профессии.
И я знаю, что их путь тоже начинался с подобных статей. Так что вы на правильном пути.
После прочтения этой статьи вы поймете куда утекает ваше время и легко сможете освободить несколько часов в неделю на любые свои потребности. Начинаем.
ИКР
Он же идеальный конечный результат. В ТРИЗе (теории решения изобретательских задач) есть такая штука, что любое решение должно начинаться с постулирования критериев идеального конечного результата. Возможно, по итогу в изобретении всё это реализовать не получится, но мы хотя бы будем понимать, куда двигаемся.
Так же и в жизни очень важно начинать решать любую проблему с формулировки Идеального Конечного Результата.
Потому что когда знаешь куда идешь - легче сделать первый шаг.
Нашу обсуждаемую сегодня проблему сформулирую так:
Не успеваю жить. Работать успеваю (и то не всегда). Но вот хобби, личная жизнь, отдых, регулярный спорт, да даже банальный сон — часто страдают.
Теперь запишем Идеальный Конечный Результат, к которому мы будем стремиться, в форме списка через призму “я делаю Х”:
- Я регулярно тусуюсь с друзьями, провожу с ними весело время
- Я могу позволить себе уехать на несколько дней или даже недель в отпуск, забыв про работу и свои обязанности
- Я провожу со своей второй половинкой каждый вечер не менее 1 часа
- Я хожу на свидания со своей второй половинкой 2 раза в неделю
- Я занимаюсь спортом не менее 3 раз в неделю, поддерживаю своё тело в прекрасном состоянии, наращиваю мышцы, сжигаю жир
- Я могу позволять себе заниматься [вставить название хобби] и наслаждаться им без угрызений совести, что я сейчас не работаю
- Я регулярно занимаюсь саморазвитием и вижу результат от этого
- и т.д. ваши индивидуальные пункты
Причём тут планирование
Магия! — скажете вы — Как это всё может быть связано с планированием?
Ведь это про спорт, про отношения, про саморазвитие, про работу. Это мне про это надо книжки читать. А не про планирование! И где мои дополнительные часы про которые ты говорил?
Наберитесь, пожалуйста, терпения - все по порядку.
И сначала мне придется изменить ваше представление об управлении временем.
Что если я скажу вам, что единственное, чем вы можете управлять — это ваше внимание. Куда внимание — то и развивается.
Чтобы поднять руку — вам нужно внимание. Чтобы её опустить — тоже.
Мы, на самом то деле, не умеем управлять временем (поэтому тайм-менеджмент слово не правильное), но мы умеем управлять своим вниманием/фокусом
(поэтому правильнее это называть фокус-менеджмент).
Не фокус-покус.
А фокус-менеджмент.
А планирование нам как раз позволяет визуализировать этот самый фокус-менеджмент.
В Пятницу 23.04.2024 с 9 до 9:30 я буду направлять своё внимание на сферу здоровья, с 12 до 14 я буду направлять своё внимание на написание статьи для развития своего медиа-ресурса, с 17 до 21 я буду направлять своё внимание на развитие отношений со своей женой.
Когда же наступает запланированное время — мы переключаем (менеджерим) наш фокус на эту сферу.
То есть планирование и фокус-менеджмент неразрывно связаны. Мне больше нравится слово "планирование" — ибо оно более объемлющее что ли.
Поэтому и дальше я его буду использовать в ходе данного материала.
Так вот. Чтобы читать книжки по нужным темам — тоже нужно внимание. Чтобы оттачивать на практике то, что вы прочитали в этих книжках — как это не странно, тоже нужно внимание.
Поэтому после того, как мы определили Идеальный Конечный Результат (чего хотим вообще иметь) — нужно переходить к планированию:
что делать и когда, чтобы этот ИКР достичь.
Вы же уже прописали свой ИКР? Если нет, то вернитесь к этому разделу в начале данной статьи и пропишите. Пожалуйста.
Планы нужны к цели. Если целей нет, то зачем вам планы?
Строим свои планы
Теперь, когда вы прописали ИКР и поняли ценность планирования (фокус-менеджмента), давайте переходить к тому, А КАК СОБСНА ПЛАНИРОВАТЬ???
И вот тут начинается самое мясо. Но я не хочу вас грузить по полной в данном материале, а хочу чтобы вы максимально быстро и просто получили результат.
Поэтому дам вам понятную инструкцию из 5 шагов. Очень конкретных и прикладных.
Единственное, что вам остаётся — это сделать точь-в-точь как я прошу, и результат не заставит себя ждать.
Шаг 1. Определить ведра
У меня есть такая концепция вёдер. Она весьма проста и, что самое главное, за счёт визуализации — понятная в применении.
Суть вот в чем. У всех нас, даже у Илона Маска и Билла Гейтса, есть суммарно в неделе 168 часов, которые вы можете куда-то инвестировать.
В спорт, в сон, в работу. Давайте теперь представим, что у вас эти 168 часов стоят перед вами в виде очень большой баклашки со 168 литрами воды.
Также перед вами стоит несколько вёдер. Каждое ведро — одна сфера.
- Сон
- Спорт
- Отдых
- Хобби
- Общение с близкими
- Общение со второй половинкой
- Работа первая
- Работа вторая
- Саморазвитие
И т.д.
Сверху я написал свои варианты. Теперь вы напишите свои. И будто бы вы каждому ведру дали название — вот это ведро про саморазвитие, а вот это про спорт.
Шаг 2. Разлить воду по ведрам
А теперь вам нужно разлить все 168 литров из изначальной баклашки по вёдрам. Я обычно делаю это вечером в воскресенье — сижу и планирую будущую неделю.
Вот мой пример, как у меня это выглядит в эксельке. Каждую неделю я планирую уникальным образом, в зависимости от ситуации, которая будет происходить на будущей неделе. Учитываю какие-то мероприятия, загруженность, особенности внутри команды, на работе. Рядом пишу об этом в поле “Комментарий к ПЛАНУ”.
Тут ещё важный момент — все 168 литров воды разлить по ведрам не получится.
Что-то прольётся.
Так и в жизни. Где-то 30 часов уйдут на непланируемые действия. По типу готовок, уборок, питания, пробок, стычек с хулиганами во дворе...
Я ещё сверху докидываю 8 часов буферных, получается 38 часов на непланируемые действия и буферное время.
В итоге 130 часов в неделю у меня распланировано. Вода разлита по ведрам.
И вот я тут хочу чтоб вы прочитали следующее предложение очень внимательно и прониклись этой мыслью всем сердцем.
Главная задумка вёдер — вода из одного ведра НЕ МОЖЕТ перетекать в другое.
Вот я запланировал поспать 51 час, значит столько и буду спать. Я запланировал поработать над созданием продуктов 7 часов — значит столько и будет.
Это ОЧЕНЬ важное самоограничение. Мы его вводим для 2 вещей:
1. Такой подход учит нас более разумно планировать свою неделю
2. Но самое главное — такой подход защищает нас, от нас самих же
Если халатно относиться к этому правилу работа начнет забирать не 40 часов, а больше. А откуда вода в рабочем ведре возьмётся?
Из других вёдер, получается, больше неоткуда. А тогда и отдых поедет, и сон поедет, и на близких и спорт болт положится. И вот не успели мы оглянуться - как снова стоим и жонглируем 24 часа подряд.
А я был в той ситуации, когда ты во славу работы и мнимой продуктивности работаешь по 80 часов в неделю. Поверьте мне, там нет ни результатов, ни счастливой жизни.
Только выгорание и накрывающее следом ощущение собственной никчемности.
Шаг 3. Перенесите в Эксель
Если вы делали предыдущий шаг на бумаге — пришло время перенести в Эксель.
Нам экселька нужна будет на следующих шагах. На бумаге будет делать это в теории тоже возможно, но не так удобно и автоматизировано.
То, что вы себе по ведрам разлили на шаге 2 — запишите в столбец ПЛАН.
После того, как мы это сделали — забываем про нашу эксельку на неделю.
Пока будете делать следующий шаг — не надо как-то сверяться с написанным в таблице. Это только навредит.
Шаг 4. Всю неделю записывайте свое время
Сколько и куда вы тратите. Только не надо делать, как некоторые мои бойкие ученики — сразу вплоть до секунд регистрируют активности. Это излишне.
Точность, с которой я предлагаю вам сейчас работать — 15 минут.
Каждые 15 минут фиксируйте то, что вы делали в прошедшее время и разливайте по ведрам (сферам).
Если возникает заминка “а я вроде делал 3 разные вещи, куда писать” — пишите в любую, которая кажется более подходящей.
Кстати, то, что вы делали за 15 минут 3 разных активности — это одна из причин вашего измотанного состояния к вечеру.
Начинать нужно с завтрашнего дня, а не с понедельника (ну или с понедельника, если вы читаете этот документ в воскресенье 😊).
Не откладывайте, ибо на результат в цифрах это не повлияет, а вот на то произойдут ли улучшения в вашей жизни — точно да, и в негативную сторону.
Где же записывать своё время? Кто-то пишет на бумаге, кто-то пишет в электронном календаре. Можно это делать и так и так.
Я же предлагаю вам заполнять информацию также в эксельке, в ней посчитаться будет потом проще всего.
По итогу 7 суток у вас получится недельная сводка — нужно просуммировать активности по сферам и записать результаты в столбец ФАКТ.
Шаг 5. Считаем дельту
А теперь очень простой шаг — нужно из ФАКТ вычесть ПЛАН.
Получится по каждой сфере своя Дельта.
И вот тут обычно к моим ученикам приходит понимание — так вот почему я ничего не успеваю, так вот почему мне не хватает времени, так вот почему я так долго не могу добиться своих целей.
А мы ведь по факту ещё почти ничего не сделали. Лишь перешли из плоскости эмоций в плоскость цифр, в плоскость аналитики.
Это вообще хорошая привычка решать свои проблемы через аналитику.
Эмоции часто врут, эмоции приукрашивают, эмоции усложняют. Не обманут только цифры. Эмоции как раз проблемы создают. Аналитика, как Золушка — их решает.
И мы сейчас этим упражнением как раз перевели эмоции: “я не успеваю” и "у меня нет времени" в аналитику: “я не успеваю потому, что у меня сюда уходит столько-то времени, сюда столько-то и т.д.”
Что делать дальше?
На этом этапе у вас может возникнуть много вопросов:
- А как мне сократить эту дельту и приблизиться к желаемым значениям?
- А какие отклонения можно считать нормальными?
- А как мне повысить точность своего планирования в турбулентные времена?
- А как часто нужно сверяться с ХОЧУ?
- А как можно автоматизировать процесс планирования?
- А как быть с форс-мажорами?
- А как много можно ставить задач в день?
- А как часто нужно отдыхать между задачами?
- А учитывать ли этот отдых в соотв. разделе?
- А как прогнозировать время на задачи?
- А нужно ли учитывать время на дорогу?
- А как мне планировать не только неделю, но и месяц, и квартал и год?
- А сколько времени надо выделять на буфер и что это вообще такое?
- А что делать, если планы едут?
- А что делать, чтобы календарь помогал тебе, но при этом не стать его рабом?
- А как планировать мероприятия, в которые вовлечены другие люди? Ведь из-за них всё может поехать!!!
- А как быть, если у тебя сегодня просто нет энергии двигаться по плану?
Ответы на эти вопросы мы рассмотрим в следующей части этой статьи